Новости

14 сентября 2012

О конференции по морской медицине

В рамках мероприятий, посвященных 90-летнему юбилею ФГБУЗ СМКЦ им. Н.А. Семашко ФМБА России, в г. Архангельске 7 сентября 2012 г. была проведена конференция «Актуальные проблемы морской медицины в Российской Федерации». В работе конференции приняли участие представители: окружных медицинских центров ФМБА России и ФГУП НИИ промышленной и морской медицины г. Санкт-Петербург, а также судоходных компаний региона, морских круинговых агентств, профсоюзов работников морского транспорта.

Участниками конференции было отмечено, что основной проблемой морской медицины в нашей стране является отсутствие нормативно-правовой базы, соответствующей международным требованиям в области охраны здоровья моряков (Конвенции МОТ, документы IMO, ВОЗ). Единственным действующим документом, который регламентирует медицинское обслуживание моряков, остаётся приказ Минздрава СССР № 511 от 6 сентября 1989г. «Об улучшении организации медико-санитарного обеспечения работников морского, речного флота и рыбного хозяйства». Данный приказ устарел и требует пересмотра.

В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве (Женева, 23 февраля 2006 года). Данная Конвенция вступит в силу в ближайшее время для всех стран участвующих в морских перевозках. Невыполнение требований Конвенции повлечет за собой штрафные санкции к судоходным компаниям. В соответствии с Конвенцией уполномоченный (компетентный) орган государства должен аккредитовать медицинские комиссии для проведения медицинских освидетельствований плавсостава и одобрить (утвердить) форму свидетельства о состоянии здоровья моряка (сертификат). В настоящее время, в нашей стране отсутствуют механизмы (лицензирование или аккредитация), регулирующие деятельность медицинских комиссий плавсостава. Данный вид деятельности осуществляется в рамках лицензии на периодические медицинские осмотры (ПМО), поэтому любая медицинская организация, имеющая лицензию на ПМО может претендовать на проведение медицинской комиссии плавсостава.

С учетом вышеизложенного, необходимо лицензирование медицинского освидетельствования плавсостава, как отдельного вида медицинской деятельности. Это позволит упорядочить работу медицинских комиссий. Минздравом России должен быть определён перечень медицинских организаций, осуществляющих медицинское освидетельствование плавсостава. Данный перечень должен быть размещён на официальном сайте Минтранса и Минздрава России. Заключение медицинской комиссии, включенной в данный перечень, будет легитимным на всей территории Российской Федерации.

Кроме того, необходимо в ближайшее время утвердить единую форму сертификата здоровья моряка. Бланк сертификата должен быть защищен от фальсификаций: иметь номер, серию, изготовлен в типографии на специальной бумаге со степенью защиты. Конвенция требует, чтобы медицинская информация в сертификате была указана и на русском и на английском языках.

На конференции был поднят вопрос о лекарственном обеспечении судов. В связи с отсутствием у судовладельцев лицензии на фармацевтическую деятельность, связанную с оборотом наркотических и психотропных лекарственных средств, судоходные компании не имеют возможности закупать целый ряд важнейших лекарственных препаратов: сильнодействующие, медицинский спирт, наркотические, психотропные лекарственные препараты. В соответствии с международными и национальными нормативными документами наркотические и психотропные лекарственные средства включены в состав судовой аптеки и должны быть на борту судна для оказания эффективной медицинской помощи. Тем не менее, в нашей стране на протяжении многих лет отсутствует порядок использования этих препаратов на судах. Существующий регламент по работе с этой группой препаратов не позволяет иметь эти лекарства на судах, как с врачом, так и без медицинского работника. В связи с этим, необходимо утвердить совместным приказом Минздрава России и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств особый порядок по обороту данных лекарственных средств на судах (получение, учет, хранение и списание). На конференции поступило предложение организовать эту работу через медицинские центры, расположенные в крупных портах страны и имеющие лицензию на данный вид деятельности.

Отдельный доклад на конференции был посвящен судовому медицинскому персоналу. В настоящее время востребованность судовых врачей низкая из-за отсутствия распорядительных документов по штатным нормативам и неопределенности в вопросе содержания судового медицинского персонала в рейсовом периоде. Для решения данной проблемы, необходимо чтобы медицинские центры, в штате которых имеется судовой медицинский персонал, получали финансирование за счет средств бюджета на основе государственного задания.

На конференции обсуждались вопросы по медицинской подготовке командного состава флота. В настоящее время, в стране не определён перечень медицинских организаций, которые могут осуществлять медицинскую подготовку плавсостава в соответствии сКонвенцией Международной морской организации (ИМО) «О порядке дипломирования моряков и несении вахты ПДМНВ 78/95». В связи с тем, что судоводители не являются медицинскими работниками, необходим нормативный документ, который бы регламентировал оказание медицинской помощи на судах, не имеющих на борту медицинского работника. Кроме того, отсутствует национальный учебно-методический центр, который бы координировал эту работу в масштабах страны и оказывал методическую помощь медицинским центрам, осуществляющих данный вид деятельности.

Участниками конференции было отмечено, что отсутствие профильного департамента в Минздраве России и межведомственная разобщенность (Минздрав, Минтранс, Государственный комитет по рыболовству и др.) существенно затрудняет решение проблем морской медицины.

Большую надежду участники конференции возлагают на Федеральное медико-биологическое агентство, в ведении которой находятся окружные медицинские центры. Эти центры расположены в крупных портах страны: Владивосток, Ростов-на-Дону, Архангельск, и др. На их базе необходимо создать морские медицинские центры, которые бы обеспечили медицинскую помощь морякам в соответствии с конвенционными обязательствами страны: медицинские осмотры моряков, медицинская помощь экипажам судов в рейсовом периоде, медицинская подготовка командного состава флота, медицинские консультации на море и др.

Данные центры должны функционировать на основе государственного задания.

Кроме того, до настоящего времени предприятия и организации водного транспорта находятся под санитарным надзором в территориальных Управлениях Роспотребнадзора. Необходимо решить вопрос о передаче их в ведение региональных управлений ФМБА России.

Отдельное сообщение на конференции было посвящено медицинскому обслуживанию персонала морской платформы «Приразломная». Эта платформа является первым в мировой истории проектом по освоению нефте-углеводородов на континентальном шельфе в Арктике. Особенностями оказания медицинской помощи на платформе является: большая численность персонала (до 400 человек), удалённость от береговых лечебно-профилактических учреждений, экстремальные климатические условия. Платформа оборудована вертолётной площадкой, медицинская эвакуация больных и пострадавших осуществляется вертолётом.

При подведении итогов конференции было отмечено, что у морской медицины есть будущее и оно связано с выполнением Правительством РФ требований конвенций, возрождением российского флота, оживлением судоходства по Северному морскому пути и интенсивным освоением месторождений нефти и газа на шельфе морей.

Программа конференции.

Конференция по морской медицине

Конференция по морской медицине

Конференция по морской медицине

Конференция по морской медицине