Новости

12 января 2023

«Там страшно, но мы готовы вернуться»: медики «Семашко» две недели лечили детей Запорожья

«Предложение поехать в Энергодар в составе десанта ФМБА прозвучало неожиданно, - начинает рассказ о самой непростой в своей карьере командировке детский отоларинголог Центра им. Н.А. Семашко Светлана Зеленина. - В шесть вечера мою кандидатуру утвердили, а уже в пять утра следующего дня я была в аэропорту. Согласилась мгновенно. Где-то в Украине сейчас служит и мой племянник, я посчитала своим долгом помочь тем, кого он защищает».

 «Здоровых не было»

В декабре больше сорока врачей и медсестер ФМБА России были командированы в Энергодар Запорожской области для проведения диспансеризации взрослых и детей. Рядом с городом располагается самая крупная в Европе атомная электростанция - Запорожская. ВСУ не оставляет попыток взять АЭС под контроль. Поэтому в городе обстановка очень напряженная: постоянные обстрелы, комендантский час. Впрочем, пусто на улицах Энергодара в любое время суток: люди боятся выходить из домов без веской причины. Системная медицинская помощь, по словам командировочных, не оказывается жителям Запорожья уже несколько месяцев. Усугубляют все и огромные коммунальные проблемы: с апреля в домах энергодарцев нет горячей воды и отопления, в квартирах очень холодно и влажно. «Мы за две недели осмотрели несколько сотен детей. Здоровых среди них практически не было», - расстраивается Светлана Яковлевна. 

 У медсестры педиатрического отделения «Семашко» Натальи Бахмутовой на Украине сразу двое близких людей: зятья. «Я хотела их найти, узнать, в каких условиях им приходится служить, увидеть все своими глазами. Хотелось и саму себя проверить. Еще одной причиной того, что я сама вызвалась ехать в Энергодар, стало желание внести хоть какую-то лепту в эту победу». 

«Дети там - маленькие взрослые»

 В состав команды ФМБА вошли множество специалистов: педиатры, детский кардиолог, психиатр, эндокринолог, стоматолог, хирург, окулист. Приемы вели в стенах больницы Энергодара. 

 «Доктора и сестры приехали очень сильные, гордость брала за каждого, - рассказывает Светлана Зеленина. - Мы с Натальей Александровной должны были смотреть, разумеется, детей. Но просить консультации стали и взрослые. Не отказали никому. Не имели морального права. Позже мы считали: около пятисот пациентов прошли через наши руки за время командировки. Сначала было непросто. Перед нашим приездом ВСУ распустили слух, что мы везем с собой бактериологическую лабораторию, якобы будем брать анализы, чтобы отобрать детей на донорство органов. Родители приходили к нам с огромным недоверием. Но теплотой, вниманием, любовью этот лед удалось растопить. Поразили меня дети. Такие маленькие, но уже такие взрослые. Взрослые, осознанные и очень испуганные».

 «Светлана Яковлевна привезла с собой конфеты для детей, а я носила на осмотры печенье, - делится Наталья Бахмутова. - Дети были испуганы. Для них было странно, что мы им улыбаемся, здороваемся, говорим «спасибо» и «пожалуйста», угощаем. Мы могли взять ребенка за руку, обнять, доброе слово сказать. И энергодарцы оттаяли. Своих детей начали приводить к нам и местные медики, а потом на осмотры стали съезжаться и жители отдаленных территорий. В конце все в один голос нас благодарили и просили обязательно приезжать снова». 

«Залпы «Града» звучат, как гроза»

 «Обстрелы практически не прекращались, - говорит Светлана Зеленина. - Мы слышали «Град», его залпы звучат, как гроза. С нами была совсем молоденькая медсестра, которая однажды, услышав раскаты грома, жутко испугалась: подумала, что «Градом» бьют совсем близко. По ночам мы видели в небе множество коптеров. Нам запретили ходить по земле, перемещаться можно было только по асфальту, поднимать какие-то вещи на улице тоже категорически запрещено. А если проезжать приходилось мимо полей - наш микроавтобус ехал на полной скорости, чтобы не попасть под обстрел. Но сильного страха не было: наша безопасность обеспечивалась на самом высоком уровне. Бронежилеты, каски были отличного качества, а наши сопровождающие - военные - действовали исключительно грамотно и всегда были рядом. Страха у нас не было. Знаете, что действительно удивило? В городе много брошенных животных, и эти животные друг другу помогают! Наталья Александровна вынесет еду маленькой собачке, жившей у нашего дома, а та идет и зовет на обед свою соседку - кошку. Никогда прежде такого не видела. После таких командировок начинаешь вообще по-другому смотреть на жизнь». 

 «По-настоящему страшно стало только после возвращения домой, - признается Наталья Бахмутова. - Только в Архангельске мы осознали, где на самом деле были. Видимо, работа нас так поглотила, что было не до переживаний за себя». 

Командировка прошла не впустую: нескольких юным жителям Запорожья были поставлены достаточно серьезные лор-диагнозы, пять человек были отобраны для обследования и лечения в федеральных медцентрах России. 

 «Обнимите моих детей»

Не успев вернуться домой, Светлана Зеленина и Наталья Бахмутова рассчитывают, что их позовут в Энергодар снова. Медики привезли в Запорожье и гуманитарную помощь. Военным из сопровождения женщины передали вещи, медикаменты, телефоны и зарядные устройства. 

«Мы не нашли там своих родственников, но смогли поддержать чужих сыновей и мужей. Я обняла нашего водителя, сказала ему слова благословения. Надеюсь, кто-то сделает это и для моих детей», - с трудом сдерживает слезы Наталья Александровна. 

«Мы сказали жителям Запорожья, что их никто не бросит, никто больше не обидит, - очень сдержанная Светлана Зеленина на этих словах даже повышает голос. - Им нужна наша помощь, они ждут, что мы приедем и поможем. И мы готовы вернуться». 


AxTA2DSXmiQ.jpg3-_1rBueu2o.jpgjxld8fYyN74.jpgkc23JaBE3oI.jpgwO5a1ttXX6s.jpgub1-o-MOkT8.jpg