Новости

1 июля 2013

О конференции по морской медицине в Мурманске

В соответствии с планом научно-практических мероприятий в г. Мурманске 6-7 июня 2013 г. состоялась конференция «Актуальные проблемы медико-санитарного обеспечения плавсостава судов с ядерными энергетическими установками, судов атомно-технологического обслуживания и работников судостроительной отрасли России». В работе конференции приняли участие представители центрального аппарата ФМБА России, окружных медицинских центров ФМБА России, ФГУП НИИ промышленной и морской медицины г. Санкт-Петербург, ФГУП «Атомфлот» г. Мурманск, профсоюзов работников морского транспорта.

Первый день конференции был проведен на атомном ледоколе «Ленин», первом в мире надводном судне с ядерной энергетической установкой. В настоящее время ледокол выведен из эксплуатации и функционирует в режиме музея: Арктический выставочный центр. В этот день были заслушаны доклады по особенностям медико-санитарного обеспечения плавсостава атомного флота, условиям труда персонала ФГУП «Атомфлот» и СРЗ «Нерпа», обсуждались вопросы радиационной безопасности. С докладом « К вопросу о создании морских медицинских центров» выступил заместитель директора СМКЦ по поликлинической работе В.Л. Архиповский.

Второй день конференции проходил на территории уникального для России предприятия: ФГУП «Атомфлот», которое имеет 10 судов с ядерными энергетическими установками, в том числе 9 атомных ледоколов. Предприятие обеспечивает ледокольную проводку судов по трассам Северного морского пути и в замерзающие порты Российской Федерации. Участникам конференции был представлен современный контейнерный цех по длительному хранению отработанного ядерного топлива.

Главным событием дня было посещение атомного ледокола «50 лет Победы», самого мощного атомного ледокола в мире (2007 г. постройки, мощность 85 тысяч лошадиных сил, проходимость льдов толщиной до 3,5 метров).

Именно на этом судне было проведено рабочее совещание по разработке нормативных документов в области морской медицины. На совещании было озвучено, что в Правительстве Российской Федерации находится проект постановления по наделению Министерства здравоохранения РФ полномочиями в части разработки нормативных актов, регламентирующих организацию медико-санитарного обеспечения лиц, работающих на судах, в том числе, предусмотренных Конвенцией о труде в морском судоходстве 2006 года. Россия ратифицировала данную Конвенцию и её действие вступит в силу уже в 2013 году. В марте 2013 года из Федерального медико-биологического агентства в адрес Минздрава России направлены для рассмотрения проекты следующих нормативных документов:

- проект приказа Минздрава России «Об утверждении Порядка проведения медицинского освидетельствования лиц, работающих на судах, и Положения о врачебной комиссии по освидетельствованию лиц, работающих на судах»;

- проект совместного приказа Минздрава России и Минтранса России «Об организации медицинского обслуживания лиц, работающих на судах в период рейсов».

Было отмечено, что в разработке данных приказов активно участвовали специалисты окружных медицинских Центров ФМБА России, что приказы гармонизированы с требованиями Международных морских организаций и крайне важны для страны в связи с полным отсутствием нормативно-правовой базы в области охраны здоровья моряков. Быстрое рассмотрение этих приказов будет во многом зависеть от вышеуказанного постановления Правительства РФ по наделению соответствующими полномочиями Минздрава России.

На рабочем совещании обсуждались также такие актуальные вопросы, как лекарственное обеспечение судов, медицинская подготовка командного состава флота, медицинские консультации на море.

Острую дискуссию среди участников совещания вызвал вопрос о медицинской подготовке командного состава флота, в связи с тем, что судоводители не являются медицинскими работниками. На совещании принято решение обратится с инициативой в Государственную думу РФ о внесении изменений в закон «Об образовании в Российской Федерации» и утвердить на законодательном уровне подготовку специалистов-парамедиков.

В последние годы оживилось судоходство по трассе Северного морского пути. В тоже время вдоль трассы практически отсутствуют береговые лечебно-профилактические учреждения, которые способны оказывать квалифицированную помощь морякам. Необходимо в ближайшее время разработать порядок организации медицинских консультаций для судов, находящихся в Арктике, и отрегулировать вопросы медицинской эвакуации.

В целом, конференция прошла успешно, в творческой атмосфере и дружеской обстановке, что позволило определить основные пути и решения актуальных проблем морской медицины. 

DSC03385.JPG

DSC03389.JPG

DSC03391.JPG

DSC03394.JPG

DSC03407.JPG